на
главную содержание: ДРЕВНИЙ МИР: ГОМЕР ДАВИД СОЛОМОН ГЕСИОД АРХИЛОХ САФО ВАЛЬМИКИ КАТУЛЛ ВЕРГИЛИЙ ГОРАЦИЙ ОВИДИЙ ЦЮЙ ЮАНЬ СРЕДНИЕ ВЕКА: КАЛИДАСА ДУ ФУ,ЛИ БО РУДАКИ ФИРДОУСИ ОМАР ХАЙЯМ ЛИ ЦИН-ЧЖАО БОРИСЛАВИЧ РУСТАВЕЛИ ДЕ ТРУА НИЗАМИ СААДИ ДАНТЕ ПЕТРАРКА ХАФИЗ ЧОСЕР РЕНЕССАНС: ВИЙОН НАВОИ БРАНТ АРИОСТО КАМОЭНС РОНСАР ТАССО МАЛЕРБ ШЕКСПИР XVII ВЕК: МИЛЬТОН ДЕ БЕРЖЕРАК ЛАФОНТЕН БУАЛО РАСИН БАСЁ XVIII ВЕК: КЛОПШТОК ГОЛДСМИТ МАКФЕРСОН ДЕРЖАВИН ГЁТЕ ПАРНИ БЛЕЙК БЁРНС ШИЛЛЕР ШЕНЬЕ XIX ВЕК: ВОРДСВОРТ БЕРАНЖЕ ШАМИССО ЖУКОВСКИЙ БАЙРОН ШЕЛЛИ КИТС МИЦКЕВИЧ ПУШКИН ТЮТЧЕВ ЛОНГФЕЛЛО ЭДГАР ПО ТЕННИСОН ДЕ МЮССЕ ЛЕРМОНТОВ ШЕВЧЕНКО А.ТОЛСТОЙ УИТМЕН ФЕТ БОДЛЕР НЕКРАСОВ МАЙКОВ ДИКИНСОН МАЛЛАРМЕ ВЕРЛЕН,РЕМБО УАЙЛЬД XX ВЕК: ТАГОР КИПЛИНГ ЙИТС БУНИН БРЮСОВ РИЛЬКЕ АПОЛЛИНЕР БЛОК ХИМЕНЕС ХЛЕБНИКОВ ЭЛИОТ АХМАТОВА,ГУМИЛЕВ ПАСТЕРНАК ЦВЕТАЕВА МАЯКОВСКИЙ ИВАНОВ ЕСЕНИН ЭЛЮАР ЛОРКА НЕРУДА ТВАРДОВСКИЙ РУБЦОВ дополнение: БАРАТЫНСКИЙ КРЫЛОВ ГРИБОЕДОВ омар хайям: Хайям большая биография хайям омар о жизни хайям омар о любви хайям омар о вине хайям омар счастье хайям омар о мире хайям омар о людях хайям омар о боге хайям смысл жизни хайям мудрости жизни омар хайям и любовь омар хайям и власть омар хайям и дураки рубаи 100 рубаи 200 рубаи 300 рубаи 400 рубаи 500 рубаи 600 рубаи 700 рубаи 800 рубаи 900 рубаи 1000 |
ЖАН ЛАФОНТЕН: биография, коротко о жизни и творчестве: ЛАФОНТЕНАКраткая биография поэта, основные факты жизни и творчества: ЖАН ЛАФОНТЕН (1621-1695) Жан Лафонтен родился 8 июля 1621 года в маленьком городке Шато-Тьерри в провинции Шампань. Отец его служил «смотрителем вод и лесов». Род Лафонтена был древним и богатым, предки поэта претендовали на дворянское звание, но так его и не добились. Впоследствии, когда Лафонтен попал в опалу, его обвинили в незаконном присвоении дворянского титула и наложили на поэта крупный штраф. Кстати подчеркнем, что большинство великих писателей Франции времен Людовика XIV вышли из семей провинциальных чиновников, представителей третьего сословия. В двадцать лет отец отправил молодого человека изучать право в парижскую ораторианскую[104] семинарию. Однако Жан вовсе не стремился стать священником или юристом и посвятил годы учебы глубокому познанию философии и поэзии. В 1648 году Лафонтен вернулся в Шампань, где унаследовал должность отца. Тогда же по настоянию родителей он женился на пятнадцатилетней Мари Эрикар. Брак оказался неудачным, хотя жена всю жизнь хранила Жану верность и у них были дети. Уехав в Париж, поэт предпочел общество друзей и поклонниц, а о семье вспоминал лишь изредка, преимущественно когда его начинали настойчиво попрекать в забывчивости сердобольные меценатки. Случалось это редко, раз в несколько лет. Тогда Лафонтен ненадолго выезжал на родину или садился писать письмо позабытой супруге. В своих посланиях он подробно описывал Мари все свои романтические любовные приключения. Родные дети поэта мало интересовали. Однажды, встретив уже взрослого сына в светском обществе, он долго не мог понять, кто этот обходительный молодой человек с утонченными манерами. Лафонтен долго искал свой жизненный путь. Лишь к тридцати годам он окончательно выбрал поэтическое поприще. Первое печатное выступление его состоялось в 1654 году – Лафонтеном была опубликована переработка пьесы Теренция[105] «Евнух». Успех этой публикации создал предпосылки для переезда поэта в Париж. Родственники Лафонтена выхлопотали ему прием у всесильного временщика Фуке[106]. Встреча состоялась в Париже в 1657 году. Генеральный контролер благосклонно отнесся к начинающему поэту и обещал свое покровительство. Вскоре Лафонтен получил солидную пенсию, за которую обязан был сочинять по стихотворению в месяц. В годы покровительства Фуке поэтом были созданы многочисленные сонеты, баллады и мадригалы. Писал Лафонтен в свободной, непринужденной манере, что резко отличало его от модных тогда поэтов претенциозной школы. В результате Лафонтен быстро выдвинулся при дворе. Его сразу же приняла литературная элита Парижа. С 1659 по 1665 год поэт был деятельным членом кружка «пяти друзей» – Мольера, Буало, Расина, Шапелля и самого Лафонтена. В 1661 году умер кардинал Мазарини, и Людовик XIV начал свое самостоятельное правление. Гнев короля на притеснявшего его в средствах Мазарини обратился на сподвижников покойного. В особую немилость попал Фуке. В отличие от многих других любимцев министра Лафонтен не просто остался благодарным к низвергнутому вельможе, но даже открыто выступил в его поддержку. В 1662 году поэт опубликовал элегию «К нимфам в Во», в которой выразил свое сочувствие бывшему министру, а в 1663 году написал «Оду королю» в защиту Фуке. Независимый тон стихотворных посланий, в которых Лафонтен заступался за опального министра, вызвал устойчивое озлобление у Людовика XIV и его фаворита Кольбера[107]. С тех пор и зародилась их упорная враждебность к писателю. В 1663 году был вынесен приговор Фуке, осудивший его на пожизненное заключение. В том же году отправился в изгнание и Лафонтен. Местом его ссылки стал Лимож. Свое путешествие в Лимож Лафонтен описал в письмах к жене, которые признаны ныне шедевром эпистолярного искусства XVII столетия. Одновременно поэта лишили королевской пенсии, в дальнейшем он ее более не смог восстановить и жил на средства, которые выдавали ему частные меценаты. В Лиможе опальный стихотворец жил недолго. В 1664 году он нашел покровительницу в лице оппозиционной королю герцогини Бульонской[108] (Буйонской), которая помогла Лафонтену вернуться в Париж. Поэт поселился в ее доме и жил там до 1672 года, когда патронесса охладела к своему любимцу. Помогала ему в эти годы и герцогиня Орлеанская[109], но ко времени ссоры поэта с его главной покровительницей она умерла. Лафонтен посвятил герцогине Бульонской целый ряд своих известных произведений. Прежде всего это скабрезные «Сказки и рассказы в стихах». Сюжеты их были взяты из сочинений Боккаччо, Петрония, Апулея, Ариосто, Рабле, Маргариты Наваррской и других. «Сказки» имели громкий скандальный успех. Они выдержали четыре издания в течение 1667-1674 годов, после чего были запрещены Кольбером как произведения, подрывающие авторитет церкви и религии. Герцогине Бульонской посвятил Лафонтен и первые шесть книг своих басен, вышедших в свет в 1668 году под названием «Басни Эзопа, переложенные в стихи Лафонтеном». Пока что это были просто модные тогда стихотворные повторения древнегреческих текстов. Попутно поэт издал маленький роман в прозе «Любовь Психеи и Купидона». Обрамлением сюжета романа служит поездка четырех друзей-литераторов за город в Версаль. По дороге они беседуют, перемежая разговор чтением истории любви Психеи и Купидона. Долгое время считалось, что прототипами собеседников стали сам Лафонтен, Буало, Мольер и Расин. Ныне литературоведы категорически отрицают такую трактовку. После разрыва с герцогиней Бульонской Лафонтен оказался в сложном положении. Он не мог существовать без помощи меценатов. Таковых поэт нашел в лице янсенистов и их верной соратницы маркизы де ла Саблиер[110]. По приглашению благодетельницы Лафонтен поселился в ее доме и жил там до кончины маркизы в 1693 году. Характер у госпожи де ла Саблиер был легкий и веселый, но отличалась она и глубоким умом – изучала и отлично знала физику, математику и астрономию. Однако более всего маркиза славилась своими любовными приключениями. Никто не отрицал вопиющую легкомысленность Лафонтена. Но по поводу его отношений с меценатками в мировом литературоведении сложились два устойчивых мнения: либо поэт был порочным и двуличным человеком, либо он являлся рассеянным сомнамбулом, витавшим по преимуществу в мечтах, человеком вне мира сего, постоянно нуждавшимся в неусыпном руководстве и опеке. В 1678 году появилось новое издание басен Лафонтена с посвящением маркизе де ла Саблиер. В него вошли одиннадцать книг. Второй выпуск басен по поэтическому обаянию и идейной глубине представляет собой вершину творчества поэта. Здесь впервые сложился облик привычной нам формы басни. Это стихотворение, написанное в вольной форме. Строится оно, как маленькая драма: с экспозицией, интригой и развязкой, с мастерским диалогом, с чисто драматической обрисовкой персонажей посредством их поступков и языка. В конце или в начале произведения выводится мораль. Любимца придворной знати Лафонтена давно прочили в члены Французской Академии. Против был король. Только после личного разговора с поэтом, во время которого последний обещал образумиться, Людовик XIV дал разрешение на избрание. В 1684 году Жан Лафонтен стал членом Академии. Сразу же после избрания поэт обратился к жанру драмы. В течение 1680-х годов им в соавторстве с актером Шанмелэ были созданы слабенькие комедии «Раготен», «Флорентиец» и «Волшебный кубок». Маркиза де ла Саблиер была очень религиозной женщиной. Под ее влиянием в конце жизни Лафонтен отрекся от своих «безбожных» сказок. Он обратился к Богу и стал верным сыном католической церкви. Кончина маркизы в 1693 году стала страшным ударом для престарелого поэта. Он был вынужден покинуть гостеприимный дом. Рассказывали, что в раздумьях, куда податься, Лафонтен вышел на улицу и неожиданно встретил своего старого знакомого, господина д’Герва. Узнав, что тяготит поэта, д’Герва пригласил его в свой дом. – Я как раз к тебе и направлялся, – объявил воспрянувший духом Лафонтен. В 1694 году поэт выпустил в свет третье издание басен, куда вошла последняя, двенадцатая книга. Одновременно он написал парафразы на псалмы. Умер Жан Лафонтен в Париже 14 апреля 1695 года. * * * Вы читали биографию (факты и годы жизни) в биографической статье, посвящённой жизни и творчеству великого поэта. Спасибо за чтение. ............................................ © Copyright: биографии жизни великих поэтов |
|